Главнейшие дикорастущие пищевые растения Ленинградской области Текст / Сост.: М. М. Голлербах, В. Ф. Корякина, А. А. Никитин и др.; Под ред. Б. А. Тихомирова; Ботан. ин-т им. акад. В. Л. Комарова Акад. наук СССР. - Ленинград : Лениздат, 1942. - 101 с
Перед нами, на первый взгляд, обычная книга
"Главнейшие дикорастущие пищевые растения Ленинградской области". Спокойный, деловой заголовок, спокойное изложение рецептов, ботанические описания. И ни слова, ни намека о том, что книга эта написана в блокадном Ленинграде и издана там же в смертельном сорок втором, что предназначалась она для тех, кто еще оставался живым, как последняя возможность хоть как то остановить беспощадный голод.
К пожелтевшим страницам невозможно прикоснуться без дрожи в пальцах, без волнения. Тяжкое сознание того, что эту книгу листали умирающие дети и их обезумевшие от горя матери, листали с последней надеждой, не покидает. Оно еще усиливается от понимания того, что писали эту мужественную книгу голодные люди осажденного врагом города, в основном женщины сотрудники Ботанического института АН СССР имени академика В. Л. Комарова. Запомним и сохраним в сердцах
их славные имена: М. М. Голлербах, В. Ф. Корякина, А. А. Никитин, И. А. Панкова, Р. Ю. Рожевиц, А. И. Сметанникова, О. В. Троицкая, Б. А. Федченко, Н. К. Юрашевский.
В то, что город выжил, не имея продовольствия, внесли свой посильный вклад и эти обессилевшие люди. Они дали не только доступные рецепты приготовления пищи из дикорастущих в парках и на окраинах города съедобных растений, но и рисунки к ним, устраивали их показ на витринах магазинов. Как вспоминает перенесшая блокаду кандидат биологических наук Е. Л. Рубцова, художникам Ботанического института "многие рисунки приходилось делать с натуры. Растения после выполнения работы разрешалось съесть, что в то время было лучшей платой за труд".
В этой книге, рассчитанной на питание в экстремальных условиях, одно из первых мест отведено дубу, дереву кормильцу. И это не случайно. Как неопровержимо свидетельствуют многие ученые археологи, "первым "хлебным растением" надо считать не современные злаки рожь и пшеницу, а все тот же дуб". Раскопки на территории Кировоградской области подтвердили, что более пяти тысяч лет назад здесь люди пекли хлеб из растертых в муку желудей.
Доступно к распечатке в типографии группы